Мне опять приснился философский спор. На самом деле. В конце сна (над которым я додумывал, уже пробудившись) я рассуждал о стремлении интеллигенции экспериментировать над социумом, пропагандировать схемы, кажущиеся ей интересными…
Уже наяву я вспомнил "бернаров" Достоевского. А во сне я обсуждал – а с кем, не помню – тему влияния социально-психологических процессов на политические решения. На примерах из Америки. Как в середине тридцатых годов Верховный суд признал неконституционным один из "стодневных" указов Рузвельта, вводящий госрегулирование частной торговли. Кстати, там было очень много таких отмен – не вписывался квазисоциалистический "Новый курс" в американскую свободу и демократию.
Речь шла о двух братьях-италоамериканцах, которые (с очевидно серьезной теневой юридической поддержкой) стали торговать на улице яйцами, прямо на Манхеттене, и были оформлены полицией (где-нибудь в Бронксе к ним прицепилась бы только местные братки: типа, на нашей земле, а мы вас – не знаем). Полиция потребовала разрешение на разовую уличную торговлю съестным из соответствующего городского департамента.
Братья немедленно подали в Верховный суд: кто дал право запрещать свободным американцам продать на улице пару яиц?..
И указ был отменен Верховным судом США, в который Рузвельт еще не посадил председателем того самого Брандайзера, который в 1943 году чудом уцелевшему свидетелю Холокоста, прорвавшемуся к нему на прием, сказал: то, что вы рассказываете, настолько чудовищно, что просто не может быть…
Подобный указ могли составить левые профессора – архитекторы "Нового курса" - только в разлитой в американском обществе атмосфере ненависти к бизнесу, к самому принципу свободного капитализма.
Уже просыпаясь, я додумал, что именно такие левые социологи подготовили те разделы программы "Великого общества" при Линдоне Джонсоне, которые, создав систему пособий многодетным одиноким матерям, практически полностью разрушили афроамериканские семьи, породив искусственную "безотцовщину" и ее следствие - невиданный вал малолетней уличной преступности, ставшей через несколько лет эпидемией "черного криминалитета".
И только рейганизм приостановил вот это безответственное социальное-политическое экспериментирование интеллигенции. Впрочем, потом маятник улетел в другое безумие - повальные сокращение при Буше-старшем бюджетных мест в университетах, бывших идеальным социальным лифтом для жителей "гетто".
Глупый и самонадеянный реформатор может быть и весьма правым...
Уже окончательно пробудившись, я подумал, что ведь для меня понятие "социальный реформатор" было с юных лет (когда я отверг коммунизм) необычайно комплиментарным, но я всё больше убеждаюсь в его ущербности.
Вспоминается ребенок, для интереса сующий палку в муравейник или писающий на него, отрок, в кабинете химии соединяющий содержание всех пробирок подряд…
Все эти размышлизмы мне нужны были как вступление к достаточно лаконично сформулированному тезису о пагубности интеллигентского стремления к красоте политического жеста.
Естественно, оттолкнувшись от перипетий очередных призывов имитировать голосование против всех вместо призыва к бойкоту "выборов". Позиция "голосовать против всех" была важна в тот период, когда допуск на выборы был еще достаточно либерален - и трудно было ставить вопрос о полном отторжении всей политико-государственной системы, но надо было наказать политический истеблишмент за дискриминацию одной из политических сил (праволиберальную антипутинскую оппозицию в 2003 и 2007) или за циничный сговор штаба Ельцина с псевдооппозиционеров Лебедем в июне 1996-го.
Позиция "бойкота" - это демонстрация того, что ты весь режим считаешь "оккупационным", а всех допущенных к участию в политике – марионетками режима.
Но интеллигентам очень нравятся изящные схемы.
Обязательно пойти на участок (это показ верности демократическим принципам и веры в мирные эволюционные изменения), но при этом - вычеркнуть всех – потому что выбор "наименьшего зла" пачкает белоснежные ризы.
Придумать "непартийную политику" - чтобы делать "красивые" политические жесты, совершенно не согласовываясь с другими, не думаю об ответственности за свои действия…
Придумать "неполитическую политику" - уже совсем праздник безответственности… Это как солдат, радующийся своему меткому выстрелу, и не думающий, что он сорвал им только что заключенное перемирие… Хорошо, что есть пара дюжин добромолодцев и краснодевиц, могущих храбро занять неохраняемый постамент памятника.
Но для дела "освободительной борьбы" куда лучше встать в пикеты у стен изолятора с арестованным товарищем…
Но еще о "реформаторах". Мне просто интересно, о чем думали "пенсионные реформаторы", когда в угоду Путину, стремясь демпфировать отмену пенсий, вместо огромной социальной группы "работающие пенсионеры" создали сословие "предпенсионеры".
! Орфография и стилистика автора сохранены