Сказка, как всегда — это проповедь патриарха Кирилла:
"Тенденциям хаоса и конфликта мы противопоставляем великий религиозно-политический синтез, некий социальный идеал, еще в XIV веке провозглашенный святым преподобным Сергием Радонежским: "Воззрением на Святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего"".

Сергий точно вот прям так и сказал?

Обычно этот его текст цитируется иначе – "дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего".

В  патриаршей цитате пропущено слово "страх", что радикально меняет смысл. Согласно обычной версии (берем ее у Трубецкого из "Умозрения в красках"), преп. Сергий повесил икону Троицы для братии монастыря – чтобы она (братия) не боялась царящего вокруг обители беззакония.

Реальную рознь озверевших (святорусских) князей и бандитов с помощью иконы победить вряд ли можно. А вот победить свой собственный страх перед земными властями с помощью такого взирания и в самом деле реально.

Увы, точно установить первоисточник этой цитаты трудно. Обычно ссылки даются на Житие, написанное Епифанием Премудрым. Но там как раз этой фразы и нет. Пред нами интереснейший богословский новодел, созданный двумя авторами: Павлом Флоренским и Евгением Трубецким в начале 20 века.

Флоренский: "Пре­по­доб­ный Сер­гий стро­ит храм Пре­свя­той Трои­цы, "что­бы по­сто­ян­ным взи­ра­ни­ем на не­го, ­­— по вы­ра­же­нию жиз­не­опи­са­те­ля Пре­по­доб­но­го Сер­гия, — по­бе­ж­дать страх пред не­на­ви­ст­ной раз­дель­но­стью ми­ра" ("Трои­це-Сер­гие­ва Лав­ра и Рос­сия").Фра­за "по вы­ра­же­нию жиз­не­опи­са­те­ля Пре­по­доб­но­го Сер­гия" вроде бы снимает ответственность с самого о. Павла.

Однако ком­мен­та­то­ры тру­дов от­ца Пав­ла игу­мен Ан­д­ро­ник (Тру­ба­чев) и С. М. По­ло­вин­кин пря­мо го­во­рят: "Ис­точ­ник ци­та­ты не об­на­ру­жен" (Флоренский П., свящ. Троице-Сергиева Лавра и Россия, IV. — Сочинения. В 4 т. Т. 2. М., 1996. стр . 768). И добавляют: "Вы­ра­же­ние мог­ло быть за­им­ст­во­ва­но из кни­ги: Тру­бец­кой Е. Н., кн. Умо­зре­ние в крас­ках. М., 1916. С. 12".

Трубецкой писал: "По выражению его жизнеописателя, преподобный Сергий, основав свою монашескую общину, "поставил храм Троицы, как зеркало для собранных им в единожитие, дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира".

И.К. Яхонтов цитирует только пер­вую "часть" этой мыс­ли по сергиеву житию Пахомия Логофета (Серба): "…по­сре­де же цер­ковь боль­шу воз­дви­же, от­всю­ду ви­ди­ма яко зер­ца­ло…" (Жития святых северно-русских подвижников Поморского края как исторический источник. Казань, 1881, с.73).

Аналогично и Балдин (Балдин В. И. Троице-Сергиев монастырь. История и формирование архитектурного ансамбля), давая при этом ссылку на Великие Минеи-Четии, собранные свт. Макарием Мос­ков­ским. Сентябрь, вып. III.

Андрей Кураев

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены