Европейское эмбарго и потолок на российскую нефть начинают показывать свою чрезвычайную эффективность. Так, согласно российскому Минфину, средняя цена нефти Urals составила в декабре $50,47 по сравнению с $66,47 в ноябре. При этом баррель нефти Brent стоил в среднем в ноябре $90,8, а в декабре $81,5. Таким образом, дисконт российской нефти к Brent вырос с $24,3 до $31,0, а в процентном соотношении увеличился на 11,3 п.п. до 38,1% – рекордного уровня с начал российского вторжения в Украину. К концу же прошлой недели, по сообщениям агентства Argus Media, цена на нефть Urals опустилась до $37,8, что уже почти в два раза ниже бенчмарка Brent, цена которого в пятницу составила $78,6. И дальше может стать только хуже.

В условиях жестких санкций Россия не вытянула логистический проект по переориентации своего нефтяного экспорта в Азию, где у нее есть всего два крупных покупателя – Индия и Китай. При этом оба они совсем не спешат помочь России и с удовольствием пользуются ее тяжелым положением, требуя все больших скидок. Не способствует сейчас экспорту российской нефти и низкий спрос на топливо в Китае, который накрыла эпидемия коронавируса. Индийская же пресса сообщает, что Индия может присоединиться к ценовому ограничению на российскую нефть.

Уже 5 февраля Россия столкнется с новым ударом по своему сырьевому экспорту: вступит в силу европейское эмбарго на российские нефтепродукты, что, вероятно, станет еще большей проблемой для России, чем эмбарго на сырую нефть. Хотя в структуре экспорта жидких углеводородов на нефтепродукты приходится лишь около 35%, доля их экспорта, которая приходилась на объявленными недружественными страны, составляла у России более 75% против около 60% для экспорта сырой нефти. И с переориентацией экспорта нефтепродуктов у России возникнут серьезные препятствия: Китай и Индия не заинтересованы в их импорте, т.к. обладают избыточными мощностями по нефтепереработке.

В результате, Россия скорее всего будет вынуждена сократить нефтепереработку, из-за невозможности экспорта нефтепродуктов, и столкнется с необходимость увеличить экспорт сырой нефти, что еще больше осложнит ситуацию в условиях дефицита как покупателей, так и логистических возможностей, и потребует еще больших скидок. Помимо увеличения скидок, Россия, вероятно, будет вынуждена сократить общий объем экспорта нефти и нефтепродуктов и, как следствие, добычу.

Несмотря на это, Кремль может даже и не мечтать о новом энергетическом кризисе: Москву ждет такой же провал, как и на газовом рынке. Россию в поставках нефтепродуктов на европейский рынок с удовольствием готовы заменить ближневосточные страны, обладающие для этого необходимыми производственными мощностями. Таким образом, благодаря усилиям Архистратига, Россия вслед за газовым рынком стремительно теряет и нефтяной.

Ждут Россию в этом году и проблемы с экспортом другого энергетического сырья – угля. Согласно сообщениям СМИ, Китай возобновляет покупки австралийского угля после почти трехлетнего эмбарго. В 2020 г. Китай отказался от покупок угля из Австралии в ответ на обвинения тогдашним премьер-министром страны Китая в распространение пандемии Covid-19. Это, однако, нанесло больший вред Китаю, чем в Австралии: введенное Китаем ограничение в условиях дефицита мирового предложения угля привело лишь к переориентации путей его экспорта, спровоцировав рост цен на него для конечных покупателей, в том числе Китая, что способствовало усугублению летом-осенью 2021 г. энергетического кризиса в Поднебесной.

Россия стала одним из бенефициаров китайского эмбарго, т.к. цены на российский уголь существенно выросли. Однако после смены по результатам выборов правительства в Австралии, отношения Китая с Зеленым континентом начали налаживаться и, судя по всему, Китай готовится возобновить импорт угля из Страны кенгуру. Если этой произойдет, то цены на уголь в Азии существенно снизятся.

Учитывая, что скидки на российский уголь с начала российского вторжения в Украину и так достигают 40-50%, экспорт угля для России в восточном направлении может стать нерентабельным. В Западном он стал проблематичным еще в конце лета – европейское эмбарго на российский уголь вступило в силу еще 1 августа, а Европа была основным покупателем российского угля, шедшего в западном направлении. Европейские же цены на уголь в последние недели уже существенно снизились вслед за ценами на газ, опустившись до уровня января прошлого года.

При этом есть все основания ожидать дальнейшего снижения мировых цен на газ и уголь: прогноз погоды в США, Европе и Китае на ближайшие 10 дней не предполагает существенных похолоданий, Франция продолжает наращивать объемы выработки электроэнергии на атомных электростанциях, 14 января в Германии начнет работу второй терминал по приему СПГ. Уже в ближайшее время должен начать работу терминал СПГ в Финляндии: плавучий завод, предназначенный для регазификации СПГ, прибыл в порт Инкоо еще 28 декабря и сейчас там завершаются пуско-наладочные работы.

Таким образом, Россия столкнулась с неуправляемым падением цен на ее экспорт, и ситуация продолжит стремительно ухудшаться после 5 февраля. Помимо этого, Европа рассматривает возможность введения аналогичного потолку цен на нефть потолка цен на российские нефтепродукты. С учетом того, что мировые цены на нефть снизились с того момента, когда Запад договорился о введения потолка, российские угрозы сократить экспорт нефти оказались блефом, а само соглашение продемонстрировало чрезвычайную эффективность, т.к. цены на российскую нефть упали значительно ниже ограничения, в ближайшие месяцы можно ожидать снижения предельного уровня цен на российскую нефть.
 

Алексей Тихонов

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены