В слякотную, холодную, начинающуюся зиму 1989 года, а точнее, 14 декабря убили Андрея Дмитриевича Сахарова. Нет, разумеется, это не оговорка и не ошибка. Если кто-то настаивает на том, чтобы говорить юридическим языком, а не эмоциями, пожалуйста — довели до смерти. Увы, он никогда не увидел восстановившую свою независимость Литву, другие республики, ставшие странами. Но в своей последней речи на Съезде народных депутатов он говорил и об этом. Он говорил о возможном будущем России, которая должна перестать говорить с миром, и прежде всего с соседями, свысока, с позиций огромной страны с ядерным и другими потенциалами, а перейти к нормальному диалогу равного среди равных. Он говорил о необходимости покаяния за преступления, совершенные во имя величия и реализации преступных идей тоталитарно-репрессивного режима. Однако его призывы были встречены массовым топаньем и свистом "народных избранников", криками и звоном колокольчика с восклицанием "Ваше время истекло". Так отвечала ему серая толпа в зале съезда и большинство в президиуме. Через несколько дней Москва, страна, Мир прощались с ним...

К сожалению, его уход был действительно невосполнимой потерей и для страны, и для общества, и для всего мира. С его уходом, видимо, Россия надолго потеряла возможность иметь моральный камертон, необходимый обществу для следования демократическим путем развития. При нем даже "станкевичи и компания" казались вполне приличными людьми и, возможно, действительно могли стать на демократический путь развития, а не превратиться в безропотного "мальчика для битья", готового терпеть все возможное за полагающиеся по штатному расписанию "печеньки и коврижки".

Никогда не забуду, как со съемочной группой "АСК" (Американо-Советская киноинициатива) мы снимали прощание на площади в Лужниках, заполненной людьми, а не электоратом. Горем потери и возмущением властью. Упавшие в снег, превращавшиеся в слякоть цветы и давящие их колеса милицейских и военных машин... Это оказалось прообразом российского будущего.

В январе 1991 года, во время трагических событий у Сейма Литвы и телецентра, на улицы Москвы, на Манежную площадь вышло не менее миллиона людей! Это была, наверное, самая большая демонстрация в истории Москвы конца ХХ века. И не только москвичи вышли тогда в поддержку, на защиту права Литвы на независимость. Именно тогда, в январе 1991 года, еще в СССР, граждане заявили о признании Литвы государством! Литва этого никогда не забывает!

Возможно, по численности тот стихийно-добровольный выход к стенам Кремля можно сравнить только с траурно-торжественным шествием конца августа 1991 года, людей, окрыленных надеждой... Увы, в России, особенно с начала ХХI века, власти сделали все, чтобы забыть это. Вымарать это, как и многое другое, из истории, из сознания граждан, таким образом лишив их возможностей, надежды на изменение своей судьбы и судьбы страны.

Все вышесказанное, надеюсь, позволило кому-то вспомнить, а кому-то — узнать картину того времени.

Именно на этом фоне у руководства новой, возрождающейся, стремящейся к возвращению своей независимости Литвы, в лице, прежде всего, профессора Ландсбергиса и создающейся России, в лице ее первого Президента Бориса Ельцина, возникло практически полное совпадение интересов. Стремление вернуть свободу своему народу и вернуть свободу другим. Именно стремление к Свободе из оков, хоть и горбачевского, но все еще, как показывали события в Алма-Ате, Баку, Тбилиси, тоталитарного СССР объединяло людей разных национальностей и конфессиональной принадлежности. Стремление к миру и точное понимание того, кто является врагом Свободы и Демократии, дало шанс заключению договора 30 лет назад. Это помнят и чтут в Литве и практически напрочь забыли в России.

Почему? Ответ прост. К сожалению, после получения желанной свободы пути стран разошлись. Литва вошла в Европейский Дом полноценной единицей. Россия силами различных заинтересованных групп опять встала на путь "величия". Не реального, а дутого, к жизни граждан не имеющего никакого отношения. Величия, которое по старой традиции обеспечивается прежде всего агрессивной политикой, как по отношению к своим, так и по отношению к чужим гражданам. Чем дальше мы уходим от 1991 года, тем более агрессивной становится политика величия Великой Российско-Советской Империи. Думаю, именно о таком названии мечтают в Кремле. Трагическими станциями на этом пути являются Чечня, Грузия, Украина, Беларусь.

Только существование 5-й статьи НАТО, только реальное взаимодействие и взаимопомощь Европейских стран являются гарантией того, что "поезд Величия", коррупции, приоритета силовых структур будет остановлен и все не окажутся подмяты его чудовищной поступью воинственной серости. На сегодня это важнейшая задача. Только если мы справимся с этой задачей, есть надежда, что мы сможем отмечать новые юбилеи равных государств, заключающих взаимовыгодные двусторонние соглашения, не в интересах коррупционеров, а в интересах народов.

Продемонстрированная недавно солидарность с новыми, не прокремлевскими властями Молдовы, с народом Молдовы, сделавшим еще один шаг к настоящей независимости и свободе, осуществленными Украиной и Польшей, находящимися тоже совсем не в простых политических и экономических ситуациях, — пример того, как нужно противостоять и "шредеризации", и возможности внешней энергетической или военной агрессии.

Пусть будет больше договоров, взаимовыгодных народам и государствам, обретшим Свободу, Независимость, Демократию. Уверен, тогда все вместе будем с большим удовольствием отмечать новые юбилеи — не громких побед, а нужного всем мира.

Григорий Амнуэль

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter