В последние дни много пишут про 22-летнюю чеченку Халимат Тарамову, которая пыталась скрыться в Махачкале в шелтере для жертв домашнего насилия. Однако от любящей семьи не скроешься - в результате блистательной совместной операции дагестанских и чеченских силовиков шелтер был разгромлен, а девушка возвращена домой, где ее продолжат воспитывать молитвой и п***лями. Вдогонку на телеканале "Грозный" вышел репортаж о том, что девушка всем довольна, и только "псевдолиберальные СМИ" мутят воду (снафф-интервью с заложниками нынче вообще популярный жанр).

Лет пять тому назад была история, когда 17-летнюю школьницу насильно выдавали замуж (второй женой) за то ли 40-летнего, то ли 50-летнего начальника местного РОДВ. Тогда "Новая газета" подняла бучу вокруг этой истории, но вскоре всех успокоили знакомыми заявлениями о том, что это либеральные СМИ мутят воду, а в реальности все у всех совершенно добровольно. Под занавес телеканал "Лайф" показал чудесный репортаж со свадьбы, где были счастливые родственники и белая словно стенка невеста (не иначе как от счастья).

Тогда я написал о той истории текст, где говорил, что неверно осмыслять Северный Кавказ как очаг традиционализма, ибо:

"Читая выдержки из этнографических исследований о чеченском обществе времен заката СССР, можно узнать, что по советским меркам оно было сельским: всего 39% городского населения (в сравнении с общим показателем в более 70%). И закрытым — браки заключались между чеченцами, в редких случаях чеченские мужчины женились на русских девушках. Было большое число многодетных семей (более пяти детей в 46% семей). Но в остальном (как сообщают в той же книге со ссылкой на социолога З.И. Хасбуллатову) чеченские семьи не так уж отличались от других советских семей — за формальным главенством мужчины, уважением к старшим и прочей данью традициям по факту скрывались относительное равноправие детей и родителей и семейный бюджет в распоряжении жены".

То есть, еще три-четыре десятка лет тому назад всей этой повальной дичи там попросту не было (по крайней мере, как массового явления). Ни убийств чести, ни "вторых жен" со школьной скамьи, ни преследования беглых рабынь полицейскими силами двух республик. Что реально происходит, так это изобретение "традиций" задним числом для оправдания произвола. Когда появляется прослойка людей, представители которой могут позволить присматривать себе новых жен в ближайшей школе или прикапывать в огороде непокорных дочерей - появляются и соответствующие "традиции".

Надо сказать, что именно так работает настоящий колониализм. Нет, вовсе не тот колониализм, когда колонизатор навязывает свои порядки. А тот колониализм, когда колонизатор приходит к местному царьку и просто дает ему вагон винтовок в обмен на блестяшки. В итоге довольный царек разгоняет совет старейшин (давно мешает), отменяет Юрьев день и вообще уничтожает все сдержки, которые в традиционном обществе ограничивали его власть. Разумеется, все под соусом "1000 лет так жили". Жизнь, которая в традиционном обществе и так не сахар, становится адом.

 

Михаил Пожарский

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены