21-го числа в Москве не стали разгонять протестный митинг, однако теперь точечно вычисляют отдельных участников, выписывая им административки.
Используется для этого московская система видеонаблюдения, которая способна "вести" человека от митинга прямо до дома. Маски против нее не помогают - для опознания вроде как достаточно пространства вокруг глаз.
Окончательно построен этот собянинский паноптикон был тихой сапой во время разгара пандемии.
Теперь выходит так, что не требуется никого бить на митинге, генерируя картинки беспредела для оппозиционных блогов и международных СМИ. Все выглядит как тишь, благодать и "свобода собраний". Однако для участников все не заканчивается с окончанием митинга - за вами могут прийти. И теперь это касается не только профессиональных активистов, но и обычных участников (собственно, суть в том, чтобы запугать именно их). Таким образом, государство нашло способ создать издержки от участия в протесте, избегая при этом собственных издержек по демонстрации избыточной силы.
На строительство паноптикона, очевидно, были потрачены миллиарды бюджетных денег. Поэтому интересно: а это вообще применимо в мирных целях? Само собой, систему слежки оправдывают необходимостью борьбы с преступностью - дескать, строим самый безопасный город на земле. Интуитивно кажется, будто камеры и впрямь снижают преступность. Но так ли это в действительности? Можно найти исследования (по большей части на примере Лондона, где камерами утыкан уже каждый метр), где говорят, что снижение от 20 до 50%. Однако на основе 41 исследования можно сделать вывод, что камеры неплохо предотвращают угоны и кражи, но не оказывают влияния на насильственные преступления. Наибольший эффект камер (51% снижения преступности) достигается на... автостоянках, затем в пригородах. Тогда как для городских центров эффект оказывается несущественным.
В общем, данные свидетельствуют, что камеры - это отличное средство против угонов на автостоянках. Но в остальном - такое себе. Стоит ли этот эффект миллиардных вложений? Сомнительно даже для развитых стран. А в наших условиях следует прибавить издержки сокращения прав и свобод.
! Орфография и стилистика автора сохранены