Про докладчика и про зал.
Как водится, президент вышел к трибуне с опозданием (всего на 5 минут), ну, не на час же (правда, в зале опоздавших не было)! Зачитывая текст, Путин почти непрерывно покашливал. Его лицо и поза не передавали легкость и гордость за успехи, ибо таковых нет. Ощущалось огромное несоответствие и напряжение между реальностью и картиной, создаваемой посланием. Наиболее затяжным было откашливание, когда Путин выражал заботу о семьях, об одиноких матерях, о женщинах, брошенных мужчинами и не получающих алименты...
Лица в зале, все как одно — выражали нервную преданность и каменное напряжение. Лица были жутко потными, видимо, зал тоже не узнавал в Послании тот мир, в котором он живет.
О чем было сказано.
Началось (а потом и закончилось) успехами в борьбе с пандемией. Если бы не было этой реальной международной проблемы, непонятно, о чем бы говорил докладчик. Но речь о коронавирусе касалась не реальных проблем, не ошибок и грубейших просчетов власти. Мы узнали, что "у них" дела плохи, а у нас, конечно, хороши, хотя проблема пока не решена. На самом деле хочется переспросить — в чем, собственно, наши достижения и есть ли они — ведь в масштабах страны почти никто не привит, точнее, более 95% граждан не могут или не хотят получать вакцину!
Потом, и очень долго, был партхозактив — про кредиты, бюджеты, расходы.
Вчера Дерипаске, написавшему, что 80 миллионов россиян находятся за чертой бедности, "убедительно порекомендовали" убрать блог. Миллиардеру пришлось исправиться, он написал, что нет, вовсе не 80, а уже 18 миллионов за чертой... В общем, доверие к официальной статистике исправить невозможно. Порой президент говорил о каких-то новых льготах и надбавках, но звучало это так, будто не мы их заработали, а Путин лично, из собственного кармана, решил с народом поделиться.
В заключительной части и очень коротко речь зашла о внешней политике (видимо, здесь с успехами совсем плохо, точнее, речь должна была бы идти о возмутительных жутких провалах). Но по этим вопросам официальная позиция была скрыта. Она выражалась, почти дословно, формулой — мы, и это всем известно, двумя руками за мир, но, если что, мы так ответим и так отстоим свои интересы, что оппонент получит урок небывалой силы. Сказанное уточнял важный тезис — "красную черту" и ее нарушителей определяет Кремль, а не международное право!
Особое внимание Путин уделил Беларуси. Он считал совершенно очевидным и бесспорным то, что Запад хотел совершить там переворот и даже собирался убрать Лукашенко.
Но у меня вопрос — когда Навальный обвинил Путина в коррупции, он представил двухчасовой документальный фильм с именами, счетами, документами, данными о переводах, подписями, справками, суммами, отчетами и т.д. и т.п., но этому Кремль как-то не поверил и посадил Алексея в тюрьму. А вот про Лукашенко — Запад официально отверг обвинения, и никаких документов, свидетельств и т.п. белорусское КГБ не представило. Но Кремль А.Г. поверил. Вывод, как говорится, очевиден!
О чем мы хотели услышать, но не услышали.
Весь мир в напряжении — война с Украиной будет или нет? Президент В. Зеленский официально предложил Путину срочно встретиться, но ответа не последовало. Значит, война будет? А во сколько обошлась уже проведенная переброска 100–140 тысяч наших военнослужащих к границе с Украиной? Ответа нет.
Еще. Навального решили убить, его врача к нему допустят? Вопрос миллионов россиян, европейцев, американцев не услышан, ответа нет.
Вообще, про чудовищную коррупцию — ни слова! Но такая "тишина" звучит громче, чем иной шум.
У президента была характерная оговорка. Говоря о демографии, он сказал — в сфере ДЕМОКРАТИИ ситуация чрезвычайная. Вот и хочется спросить — кинофестиваль у нас разогнали, просветительство — запретили. А книги будут сжигать?
В общем, вопросов очень много, ответов нет, реформ нет, изменений никаких нет. Гимн на главном официальном мероприятии исполнялся без слов. Владимир Владимирович, у вас не получается. Значит, надо уходить!