Я всегда избегал называть путинский режим тоталитарным. Даже в своем самом обличительном пылу. Много лет пишу о его тоталитарных тенденциях, о том, что он создает предпосылки для возрождения тоталитаризма, развивается в сторону тоталитаризма. Но напрямую я его тоталитарным не называл.
Однако если система развивается в сторону тоталитаризма, где-то есть тот рубеж, за которым накопившиеся количественные изменения переходят в качественные. О том, что путинские "поправки" делают государство идеологическим, я уже написал несколько статей. А ведь идеологический характер государства — один из важнейших признаков тоталитаризма.
Есть еще один очень наглядный признак тоталитаризма. Это облик и поведение правящей "элиты". В широком смысле. Не только тех людей, которые имеют реальную власть и принимают реальные решения, но и их ближайшей, привилегированной политической обслуги.
Правящая "элита" всегда (ну, или почти всегда) в среднем хуже своего народа в смысле человеческих качеств. Это вытекает из главной социальной функции любой правящей элиты в социуме: функции обмана и ограбления народа. Дело это, конечно, необходимое. Кто-то должен обеспечивать бесперебойное отчуждение от народа создаваемого им прибавочного продукта. Но только дело это, как правило, достаточно грязное, требующее от занятых им людей весьма специфических навыков.
Говорят, без безвозмездного присвоения господствующей элитой части создаваемого народом прибавочного продукта не был бы возможен вообще никакой прогресс. Не было бы возможно накопление общественного богатства, развитие цивилизации. Правда, мнения на сей счет есть разные. Однако если за тысячи лет человечество не придумало форму развития цивилизации, исключающую эксплуатацию человека человеком, значит, зачем-то это было надо противной тетке Истории.
С её точки зрения, и эксплуатация наемного труда, и тривиальное воровство бюджетных денег — суть различные формы присвоения господствующим классом прибавочного продукта. Получают свою долю прибавочного продукта и те, кто обосновывает "законность" нахождения у власти людей, специализирующихся на этом присвоении. Обслуживает процесс обмана, грабежа и насилия.
Правда, та же тетка История демонстрирует нам и другое. Степень скотства господствующей элиты может быть очень разной. Скотство фабриканта Морозова не равно скотству Салтычихи. Скотство Александра II не равно скотству Ивана Грозного. Скотство британской правящей элиты не равно скотству правящей элиты Третьего рейха.
А вот теперь пора вернуться к нашим баранам. К депутатам, "сенаторам", членам ЦИКа и так называемого "Конституционного суда". К ближайшей, привилегированной политической обслуге путинской правящей клики. Сегодня её модель поведения уже ничем не отличается от модели поведения политической обслуги сталинского и гитлеровского режимов. Её основная функция — изображать всеобщий верноподданнический восторг вождю, всеобщий "одобрямс". И транслировать эту модель поведения на общество.
В такой модели поведения "политического класса" — душа тоталитаризма. Хотел было сказать "живая душа", но только душа у тоталитаризма мертвая. Как у вампира. И все эти депутаты, "сенаторы" и члены ЦИКа и так называемого "Конституционного суда" — живые трупы.
Чтобы добросовестно выполнять свою главную функцию изображения всеобщего "одобрямса", они должны полностью отключить у себя совесть. Всегда быть готовыми, согнувшись в подобострастном холуйском поклоне, сказать, что черное — это белое. Приветствовать любую совершаемую правящей кликой мерзость. Любой трюк и обман. Забыть об элементарной честности. Забыть о главном отличительном признаке человеческого существа — способности сказать "нет".
Именно эта стоящая у трона толпа позволяет правящей клике низвести официальную государственную политику до уровня наперсточников, "кидал" и прочих мелких мошенников, "работающих" у метро. Роль наших "депутатов", "сенаторов", членов ЦИКа и так называемого "Конституционного суда" — стоять при наперсточнике и громогласно свидетельствовать, что он выиграл честно.
"Элитам" свойственно считать народ быдлом. На самом деле быдлом являются сами политические элиты автократий. И они стремятся превратить в такое же быдло всех вокруг себя. Наш сегодняшний "политический класс" — это та самая "жрущая и размножающаяся протоплазма", о которой говорил когда-то дон Румата Эсторский. Разлагающаяся, гниющая и заражающая своим гниением окружающих протоплазма. Российский "политический класс" смердит на всю страну. Хула ему и поношение.