16 декабря 1986 года восстали казахские студенты. Их поддержали преподаватели-казахи, казахская интеллигенция.
Причина протеста - замена первого секретаря ЦК республики и друга Брежнева Кунаева на уральца Колбина. Эта кадровая перемена, в рамках горбачевской чистки застойных кадров, оказалась детонатором возмущения, потому что напомнила про имперскую зависимость Казахстана.
При Брежневе в рамках начатой еще Берия в апреле 1953 года программы "коренизации кадров" (первый секретарь - обязательно титульной нации), республики чувствовали себя квазинациями, а этнический национализм и укрепление идентичности титульного этноса стали теневой идеологией всех закавказских и среднеазиатских союзных республик, многих автономий РСФСР.
Свой по крови персек (эквивалент президента) был знаком суверенности.
Назначение Москвой русского, уральца разрушало иллюзию. И тут выяснилось, что пролетарский интернационализм - это только для русских, и остальные народы Союза уже давно не воспринимают слова о "дружбе народов" иначе, чем казенную пропаганду или анекдот.
Оскорбительная "горизонтальная ротация" разом напомнила казахам об их Голодоморе тридцатых годов (доля погибших от голода казахских кочевников соответствовала доле жертв Холокоста к общему числу ашкеназов), и о подавлении антимобилизационного восстания 1916 года.
Волнения стали охватывать республику. Власти не просто двинули 50 тыс. войсковую группировку, но и создали из русских рабочих "дружины".
Сейчас в центре Алматы стоит памятник восставшим студентам, а Желтоксан (Декабрь) значит для казахов тоже самое, что теперь значит для украинцев Февраль - символ национального возрождения и освобождения. Чем-то это напоминало и грузинский Март 1956 года.
Декабрьское Восстание (Желтоксан кётерілісі) показало, что СССР воспринимается как империя русских, и что народы согласны с этим мириться, только когда их республики признаются Москвой как пусть и вассальные [вполне понятное для Востока состояние], но страны народов, как квазигосударства. Это означало, что "мессианской" советской идеократической державе настал конец.
Начавшиеся через год движение армян Нагорно-Карабаха подтвердило, что "новая историческая общность - советский народ" - идеологическая химера.
А в декабре 1991 года покойный "Союз нерушимый республик свободных" был обеспечен оформленной справкой из морга.
! Орфография и стилистика автора сохранены