Уходящий 2016 год для путинской России был годом беспрерывно падающей экономики, окончательных похорон проекта под названием "Новороссия", очевидного тупика в войне против Украины и череды коррупционных скандалов, причем размеры обнаруженной коррупции поражают воображение. Никакой позитивной программы по решению всех этих проблем Путин и его окружение сформулировать не в состоянии.
Уходящий 2016 год для путинской России был годом надежд, которые дали два крупнейших события в западном мире: британский референдум в июне о выходе из ЕС и избрание Трампа 45-м президентом США в ноябре. До конца года могут произойти еще два события из этого же ряда. Референдум в Италии 4.12.2016, в том случае, если предложения премьера Маттео Ренци по внутриполитическим вопросам не будут поддержаны, может привести к отставке премьера и досрочным выборам, на которых шансы на победу имеют популисты "Движения Пяти Звезд" Беппе Грилло и Лиги севера Маттео Сальвини. И тот и другой евроскептики и потенциальные союзники Путина.
В тот же день, 4.12.2016, пройдут президентские выборы в Австрии, на которых шансы на успех имеет правый популист Норберт Хофер. Это еще один, еще более горячий сторонник разрушения ЕС, открыто симпатизирующий Путину.
В будущем 2017 году череда изменений, играющих на руку Путину, может продолжиться. На парламентских выборах в Нидерландах, которые должны пройти 15.03.2017, вполне может победить Партия свободы Герта Вилдерса, чей евроскептицизм и симпатии к Путину также хорошо известны. И, наконец, одно из главных событий следующего года, которое путинская медийная обслуга ждет с нетерпением и в предвкушении которого уже несколько недель радостно потирает руки - президентские выборы во Франции, которые должны состоятся в апреле. Любой из двух наиболее вероятных финалистов этих выборов, став президентом Франции, устроит Путина. Будь то его давняя поклонница Марин Ле Пен, или Франсуа Фийон, который уже заявил, что не прочь организовать вслед за Великобританией выход из ЕС Франции, а также вполне четко сказал, что с Россией надо дружить и немедленно отменить санкции.
Все эти события, как среди экзальтированных поклонников Путина, так и среди его не менее экзальтированных оппонентов воспринимаются в качестве доказательства нескончаемого путинского фарта, присущего этому человеку каким-то мистическим образом. У первых это обстоятельство вызывает истерический восторг и приступы оптимизма, у вторых не менее истерическое отчаяние и приступы мрачного пессимизма.
Попробуем, следуя совету Спинозы: "не плакать, не смеяться, не ненавидеть, а понимать", и разобраться в сути происходящего. Причина того, что можно условно назвать "путинским фартом", в том, что Путин, единственный из политиков в ранге главы крупного государства взял себе в союзники такую могучую космогонического масштаба силу как Хаос. До него так не поступал никто, кроме террористов, за которыми все-таки нет ресурсов большой страны. Все руководители стран, вне зависимости от идеологических пристрастий, делали и делают ставку на Порядок.
Образ мирового порядка у Гитлера сильно отличался от порядка, которого хотел Черчилль, а порядок, который должен был наступить после победы коммунизма во всем мире, мало похож на тот, который пытается установить Запад в ходе глобализации. Общее между всеми этими политическими направлениями то, что у каждого из них есть идеология, в центре которой находится план обустройства мира на основе какого-то его упорядочивания.
У Путина нет и не может быть никакой идеологии, поскольку невозможно создать "программу построения Хаоса". Хаос не нуждается в программе, поэтому у Путина и нет никакой программы. Его постоянные мантры о "многополярном мире", это есть всего лишь застенчивый призыв к хаотизации планеты.
Путинская медийная обслуга находится в странной ситуации, в которой ей и легко и сложно одновременно. Сложно потому, что люди, привыкшие тянуть пропагандистскую лямку, неважно какую – коммунистическую или либеральную – лишь бы платили, оказавшись в условиях идеологического бездорожья, вот уже 17 лет не могут к этому привыкнуть, и периодически прямо посреди своего шоу останавливаются с совершенно потерянным видом и, задрав голову к небу, туда, где, по их мнению, находится божество власти, издают тоскливый вой: "Боже, пошли нам идеологию, нам без нее так плохо!".
С другой стороны, создание Хаоса – дело легкое и веселое, а потому приятное. Надо всего лишь сбросить с себя культурную оболочку и отдаться на волю инстинктов: орать, плеваться, бросаться на собеседника с кулаками, можно даже кукарекать и лаять. То, что происходит в студиях российского телевидения, напоминает "праздники непослушания", которые устраивали дети в пионерских лагерях, когда им становилось известно, что вожатые собрались на очередную пьянку и до утра о пионерах точно не вспомнят, а посему можно прыгать по кроватям и драться подушками. Медийные события последней недели, когда сначала украинского эксперта дважды побили в прямом эфире, потом досталось польскому журналисту – из этого ряда. Оттуда же внезапно прорезавшееся чувство юмора у лидера ЛДПР, изумившего всех совершенно "пионерским" анекдотом про бабушку Меркель, которая имела три унитаза и обделалась в коридоре.
"Вечер" Владимира Соловьева от 30.11.16 был посвящен поискам дополнительных причин для национальной гордости великороссов. В ходе более чем двухчасовых поисков было обнаружено следующее. Выяснилось, что Россия – крайне привлекательная страна, гражданство которой все хотят получить, но она не всем дает. В доказательство Соловьев зачитал в эфире письмо Путину от Пола Крейга, бывшего чиновника администрации Рональда Рейгана, а ныне публициста. Пол Крейг просит, чтобы Путин выдал ему российский паспорт, а также подкинул немного денег. Поскольку газета "Вашингтон пост" объявила его, Пола Крейга кремлевским пропагандистом. Поэтому Крейг просит Путина поторопиться, так как, по мнению Крейга, есть опасения, что в ближайшем номере "Вашингтон пост" появится разоблачительный материал про агента КГБ Рональда Рейгана, с которым Крейг вместе пытался устроить в США революцию.
Зачитав полностью это юмористическое обращение в эфире, Соловьев стал перечислять тех, кто недавно получил из рук Путина российский паспорт, в том числе Депардье, Стивена Сигала, Роя Джонса и с ликованием спросил у собравшихся: "Ну, вот что им здесь всем надо? Чего они все вдруг кинулись в Россию?". Подачу ведущего немедленно принял самый сообразительный из экспертов, Дмитрий Куликов, и быстро объяснил, что у них у всех внезапно образовались идеологические несовпадения с западным миром, и они устремились в Россию, осознав ее историческую правоту. На что Константин Затулин мрачно пробормотал, что "несовпадение" с западным миром у всех этих звезд имеет ярко выраженный налоговый оттенок, но эта версия была отброшена как циничная и бросающая тень на новообразовавшихся граждан России и ее патриотов.
В подтверждение невероятной притягательности России для европейцев и американцев, публике были предъявлены двое мечтающих заполучить российский паспорт. Ими оказались американский журналист Майкл Бом и польский журналист Якуб Корэйба. Эта парочка коверных, вот уже несколько лет заполняющих паузы в российских ток-шоу, где они служат в качестве собирательных образов тупого американца и не менее тупого но вдобавок еще и гоношистого поляка, стали наперебой клянчить, чтобы им дали заветную корочку с изображением двухголовой птички на обложке.
Цель того, что происходит в российском телевизоре – создать хаос в головах телезрителей. В этом случае в качестве свидетельства величия страны может восприниматься ироническое письмо бывшего чиновника, гастроли вышедших в тираж "звезд" и желание получить российский паспорт двух иностранцев, приспособившихся жить за счет участия в российских шоу. Других причин для гордости за страну Соловьеву и его команде обнаружить не удалось.
! Орфография и стилистика автора сохранены