Мне кажется неправильным, что многие знаменитости так подчеркнуто стараются отмежеваться от слова "политика". Есть в этом трусость какая-то. И даже что-то рабское. Мол, они там "наверху" пусть этой грязью занимаются, а мы тут, "сбоку", ничего общего иметь с этим не хотим. Тем не менее, мы против чего-то выступаем. Но при этом особо подчеркиваем — выступаем, как ПРОСТЫЕ ГРАЖДАНЕ. Никуда мы, мол, особо не лезем, так и знайте. Повыступаем, призовем, значки наденем — и разойдемся, а вы уж там, "наверху", решайте, как с этими сигналами быть, насколько позволяет вам совесть. А мы свое дело сделали.
Но на самом деле, если по-честному — сделали что?
Смотрю, опять же, ролики с призывами выйти на тот или иной марш, поставить свою подпись под тем или иным документом, прийти в суд, и так далее. Многие из призывающих снабжают свою речь этими вот извинениями — "я не политик", "это акт не политический, а гражданский", "я просто человек…"
"Мы не политики" — говорят периодически чудесные (без иронии) Лазарева и Шац, напрямую, при этом, занимаясь политикой. Ну, напрямую же! Я и правда не пойму — это что, маневр такой, на случай провала? Помнится Шевчук, который тоже все время отстраняется от "политики", как-то метко заметил: "Что же вы все так пафоса боитесь?". Перефразируя его: "Что же вы все так политики боитесь"?
Безмерно уважаю Догилеву. Но первое, что она говорит, призывая выйти на акцию протеста 13-го января – "Я актриса, я не занимаюсь политикой, потому что, на мой взгляд, это дело безнадежное".
Зачем же тогда выходить, если безнадежное?
И дальше: "они играют в жестокие грязные игры, это их дело. Но почему они туда приплетают детей? Ну, просто представьте, без всякой политики…". Опять — "без политики". И еще дальше — ужасы про сирот, которых обижают, мол, "взрослые дяди"…
Татьяна Анатольевна, дорогая, любимая, да это всё и есть ПОЛИТИКА! Именно это ПОЛИТИКА и есть. Причем, какое словарное определение этому понятию не возьми — всё подходит. И "взрослые дяди" пришли к власти именно потому, что вы, я, миллионы наших сограждан, всё это время говорили: "политика — не наше дело", "я книжки пишу", "а я в театре играю", "а я в кино снимаюсь", "а у меня бизнес"... И постоянно подчеркивали, если уж куда-то впрягались: нет, это всё не политическое, это как бы гражданское, и просто за детей, или стариков, или заключенных, а вообще нам вся эта "грязь" противна.
Я хочу сказать, что любой марш, или митинг, или акция протеста – это прямое ПОЛИТИЧЕСКОЕ действие. То есть, они должны быть (стать) таковыми. Но пока не становятся. Пока всё это, как ни прискорбно осознавать, народные гуляния. Встреча с приятными людьми, друзьями, и так далее. И это — одна из главных, на мой взгляд, причин, из-за которых мы не достигаем никакого результата. Что может сделать человек, которого, без преувеличения, знает вся страна? Да, он не должен быть министром финансов, или поднимать сельское хозяйство — этим должны заниматься профессионалы. Но он может не просто призвать к сопротивлению, а личным примером показать, как, собственно, сопротивляться непрофессионалам, ворам и негодяям. То есть начать сопротивляться по-настоящему. И это тоже есть ПОЛИТИКА.
Представьте себе, если когда-нибудь призыв остаться на площади прозвучал бы не от моего друга Удальцова, который многим кажется опасным, а от Шевчука, Ахиджаковой, Хаматовой, Лазаревой, Акунина, Басилашвили, вас, Татьяна Анатольевна, — от всех тех, кто является мощными авторитетами для общества. И что не просто прозвучал бы этот призыв, а вы бы все еще действительно остались. Вот прям так и заявили: "не уйдем, пока не…". И что ОМОН будет вынужден грубо задержать и посадить на 15 суток вас всех, а не только никому не известных и не нужных активистов-"маргиналов".
Быть может, это и станет началом действительно серьезного народного возмущения, настоящей точкой невозврата?
Я понимаю так (или ошибаюсь?), что никто не хочет брать на себя такую ответственность. И поэтому все твердят, как заклинание: "я не политик". "Я песню пою". "Я роли играю".
По сути (простите уж) – "я, конечно, с вами, но все-таки мимо проходил".
Поймите правильно: я совершенно без претензий. Разумеется, любое участие или не участие в чем—либо – личное дело, и личный выбор каждого человека. Осуждать никого нельзя.
Просто не удивляйтесь потом, вот лично вы, лица страны, от которых, на самом деле, сейчас зависит (и всегда зависело), очень и очень многое, тем законам, которые принимают "взрослые дяди". И будут принимать, и напринимают еще столько всего, что дети и внуки наши кровью харкать начнут. Просто не удивляйтесь. Всё это именно потому, что вы "не занимаетесь политикой".
Не кажется ли вам, что пора настала? Если уж вам и впрямь (в чем лично я не сомневаюсь) так дороги дети. И вообще народ.
! Орфография и стилистика автора сохранены