Похоже, период конца марта и первой половины апреля этого года по степени трагизма уже может соперничать с традиционным "месяцем катастроф" августом. Теракты в Москве и на Кавказе. Стремительная и кровавая вторая киргизская революция. А теперь еще и гибель президента Польши Леха Качиньского, его супруги и почти сотни представителей высшей польской элиты на территории России. При заходе на посадку на аэродроме под Смоленском, совсем рядом со страшным селом Катынь. Катастрофа оказалась настолько неожиданной, что ее масштаб блогеры оценили далеко не сразу.
Особый трагизм случившегося еще и в том, что катастрофа, названная и в России, и в Польше "Катынь-2", произошла в тот самый момент, когда российско-польские отношения, отягощенные памятью о Катынском расстреле, впервые за много лет наконец-то начали налаживаться.
Когда после долгой возгонки антипольской истерии, включавшей гласные и негласные запреты на импорт сельскохозяйственной продукции, на показ фильма "Катынь" Анджея Вайды, никому, кроме ультраправых, не понятный праздник 4 ноября и даже избиения в Москве польских журналистов с дипломатами, премьер Путин наконец-то признал ответственность советской стороны за массовый расстрел поляков. Пригласил в гости своего польского коллегу Дональда Туска, вместе с ним возложил венок к памятнику расстрелянным, встав перед ним на колени, а фильм Вайды был показан по центральному телевидению.
Отметим, сей столь неожиданный для привычной "генеральной линии" поступок Путина уже тогда вызвал признание в демократическом лагере и ожесточенную дискуссию среди так называемых охранителей. Не самые мудрые из них так и не смогли понять, отчего "заколебался вектор". Ведь сказали же еще в 2005 году "мочить" поляков. А ведь "мочить" в наших традициях принято до самого конца…
Трагедия на смоленском аэродроме еще более подлила масла в огонь: ведь мало того, что покойный был ярым оппонентом Путина (даже летал вместе с Ющенко и главами стран Балтии в Тбилиси во время войны в Южной Осетии, чтобы оказать моральную поддержку Саакашвили), последовательным антисталинистом, сторонником люстраций бывших сотрудников спецслужб; мало того, что погиб на территории России из-за крушения самолета советского производства, который недавно ремонтировали опять же на нашем заводе!
Многие блогеры-"охранители", годами накачивавшиеся антипольской пропагандой, восприняли это как некий "знак свыше".
Интернет наводнили циничные фотожабы в духе "Сталин и Берия выбирают место для посадки дерева под Смоленском".
Но полбеды, если бы этим занимались только не отягощенные интеллектом и нравственностью тролли! Вот что написал, к примеру, известный всей стране "знаток" Анатолий Вассерман, ушедший в последнее время в крайний охранительский консерватизм: "Мои соболезнования и поздравления полякам. Я очень циничен. Погибли 97 человек. Соболезную родным и близким 96. И сожалею о том, что избавление от президента стоило Польше жертв, сопоставимых с недавним очередным переворотом в Киргизии".
Пост гуру, известного также в Интернете по прозвищу Онотоле, собрал более 3000 комментариев. Даже далекие от либерализма люди писали: "Мда. Окончательно в Вас разочаровался", "Нельзя так".
Лидер движения "Армия воли народа" Юрий Мухин также высказался в связи со смертью польского президента: "Как мужской нации полякам уже конец. Много веков назад у них случилась генетическая катастрофа и вымерли все мужчины, а польские самцы приобрели исключительно бабские свойства. Престарелая леди Польша начисто лишена мужского начала. На истерический идиотизм эта психопатка способна, поскольку никогда не оценивает последствий своих поступков, но взглянуть в глаза врагу, взглянуть в глаза правде Польша не может. Не бабское это дело..."
Активист Левого фронта Илья Федосеев подверг критике Мухина. "Нет, я не сторонник принципа "о мертвых — хорошо или ничего", — пишет Федосеев. — Не нравится тебе покойный (я и сам от него, мягко говоря, не в восторге) — ну так выскажи о нем все, что думаешь.
В выражениях стесняться не обязательно. Но зачем оскорблять целый народ?
У Мухина ведь речь идет не о каких-то конкретно поляках, а о поляках как таковых. Зачем хамить, да еще по такому поводу? Ведь люди-то, как не крути, погибли, и в немалом количестве. Хоть и начальники, но я даже и наше российское начальство все же считаю разновидностью людей. А польское начальство не может быть сволочнее нашего по определению".
"Да, покойный не очень любил Россию. Было дело, — пишет студент МГИМО Илья Клишин, — и у него были на то свои основания, если уж честь по чести. Местами перегибал, но все же. А вот устраивать пляски вокруг трупа своего оппонента (назвать его "врагом" может только дурак) — это против совести. Вообще желать кому бы то ни было смерти и радоваться подло и мерзко. Уж насколько мне неприятна российская политическая "элита", я бы ей такого не пожелал. Потому что есть минимальные соображения.
Вообще странно, что такие вещи из раза в раз приходится проговаривать. Ощущение, что стадо бандерлогов в виртуальных сетях не переведется никогда и только будет расти. Взывать к их совести и разумению бесполезно. Впрочем, в жизни это лишь слабовольные, трусливые мрази. Не более. А бояться поляков не надо. Что они-де нас заподозрят. Пора кончать с паранойями. Мы сами себя раньше заподозрили. Лучше купить две гвоздички и отнести к посольству Польши".
Что же стало причиной страшной катастрофы? Разумеется, окончательный вердикт вынесет следствие, к которому, опять же к чести российской власти, допущены и польские специалисты. Но блогеры уже высказывают предположение, что произошло трагическое стечение обстоятельств. С одной стороны, возможно, имело место давление самого Качиньского на экипаж, которому предлагали из-за густого тумана уйти на запасные аэродромы в Москве или Витебске: покойный говорил, что и в Москву не поедет, и к режиму Лукашенко относится критически. С другой — традиционный российский бардак: вряд ли полузаброшенный аэродром был оборудован "по высшему классу".
В интернет-сообществе летчиков, к примеру, распространяли фото с комментарием: "Российские военные вкручивают лампочки в сигнальные огни на аэродроме в Смоленске после катастрофы самолета". Кто-то тут же выразил сомнение: "Господи, да это же просто менты устанавливают осветители, чтобы в ночное время можно было работать на месте катастрофы... Как можно пластмассовые ведерки без рефлекторов принять за аэродромное световое оборудование?"
Блогеры также предположили, откуда взялся туман при ясной погоде чуть ли не в 11:00: "Помимо тумана на болотине,
имел место быть и смог от сжигаемого мусора в виде листьев и травы вблизи аэродрома "Северный". Сам туман, может, и правда быстро бы рассеялся, но тут было "соединение".
Вот вам и еще одна дурацкая народная забава — поджигать по весне траву…
Чем случившееся обернется для развития российско-польских отношений? На удивление достойное поведение властей, помощь и сочувствие полякам позволяют надеяться на долгожданную оттепель. Что отношения скорее улучшатся — считают и лоялисты, и оппозиционеры.
"Что-то мне говорит, что катастрофа нас с поляками скорее сблизит, чем рассорит", — пишет член Общественной палаты Алексей Чадаев.
"Катастрофа может не углубить разлад, а, наоборот, сблизить нас —
об этом уже здесь многие писали. Да и спокойно-конструктивная реакция польского общества это подтверждает. Бесноватого Гурского (Артур Гурской, депутат партии "Право и справедливость", возложил ответственность за катастрофу на Россию — прим. С.П.) заклевали его же однопартийцы, и он извинился. Вайда, кстати, в своем обращении высказал сомнение в том, что Качиньского подобает хоронить в Вавеле, с королями", — считает экс-депутат Государственной думы, политик Дарья Митина.
Вы можете оставить свои комментарии здесь