19 января в центре Москвы был убит известный адвокат Станислав Маркелов. Спустя почти 10 месяцев названы подозреваемые в совершении этого преступления — Никита Тихонов и Евгения Хасис, состоявшие в радикальной националистической организации "Русский образ". Правозащитники опасаются, что молодые люди, которые хоть и могли иметь мотив для убийства, оказались удобными обвиняемыми.
По версии следствия, громкие дела, которые вел Маркелов — среди них дело журналиста Михаила Бекетова по статье "клевета", — не стали причиной убийства адвоката.
Между тем незадолго до смерти Станислав Маркелов назвал "криминальной" межрегиональную общественную организацию "Справедливость", одновременно с ним приступившую к защите Михаила Бекетова. Небезынтересно в данном случае то, что эта организация сотрудничает с различными ультранационалистическими организациями.
Националисты — беспроигрышная версия для следствия.
Известно, что антифа считали Маркелова "своим". А также то, что в 2004 году адвокат подвергся нападению неизвестных. Тогда следствие склонялось к тому, что к этому приложили руку националисты, но дело постепенно замяли. Однако не верить националистам на 100 процентов, в случае если они признаются в убийстве Маркелова, призывает социолог Александр Тарасов: "Для них отсидеть за убийство антифашиста — почет, а не наказание".
Но даже если расстрел в километре от Кремля устроили националисты, то не могли ли они быть исполнителями заказного убийства? Этот вопрос я задала правозащитникам из центра "Сова", занимающимся мониторингом радикально-националистической деятельности. Они сказали, что им ничего на этот счет не известно. Раньше, по данным правозащитников, были прецеденты "заказных" (вполне вероятно, проплаченных) избиений. Не говоря уже о том, что в их группы — то ли для "контроля", то ли еще для каких-то других целей — входят милиционеры и представители спецслужб.
Итак, кому помешал Маркелов?
Сразу после смерти адвоката в СМИ активно обсуждалась "будановская" версия, и добавить тут нечего.
Но Станислав Маркелов вел и еще одно громкое дело. Он защищал редактора газеты "Химкинская правда" Михаила Бекетова, обвиненного в клевете на главу администрации Химок Владимира Стрельченко. Однако вскоре после того как Бекетова жестоко избили, его адвокатами внезапно стали Сталина Гуревич и Андрей Столбунов из МОО "Справедливость".
"Станислав Маркелов занимался делом Бекетова по клевете. И доверенность была оформлена только на него. Вся надежда была только на Маркелова. На последнем митинге в Химках, в конце ноября, он сказал, что вскоре представит новые доказательства того, кто это сделал. Даже странно, как другие адвокаты…" — говорит, словно боясь закончить фразу, соратница Бекетова Елена Степанова.
"Появление "Справедливости" в деле Михаила было несколько неожиданным, —
соглашается руководитель Фонда помощи Бекетову Людмила Федотова. — Сейчас формально адвокатом Михаила считается Сталина Гуревич, которая работает под началом руководителя "Справедливости" Андрея Столбунова. Хотя… ее никто и не приглашал и, естественно, не нанимал, потому что денег никаких не было. МОО "Справедливость" сама вызвалась".
Через две недели после нападения на Бекетова, 29 ноября прошлого года, Сталина Гуревич и Андрей Столбунов провели пресс-конференцию по делу Бекетова, вызвав недоумение у журналистов, которые были уверены в том, что их коллегу из Химок защищает Станислав Маркелов. Сам Михаил Бекетов, будучи в коме, едва ли мог пригласить новых адвокатов.
За разъяснениями корреспондент Каспаров.Ru Ольга Малыш, обратилась к самому Маркелову. По электронной почте ей тогда пришел такой ответ: "Посмотри Компромат.Ru про эту, так сказать, "Справедливость". Там все правильно, но мало. На самом деле это весьма галимая контора, занимающаяся делами на [грани] и за гранью закона. Сейчас, когда Громов (губернатор Московской области — прим. ред.) зашатался (а они свой бизнес делали через него),
им срочно нужно подстраховаться и взять громкое дело против администрации МО, чтобы вовремя откреститься от связи с администрацией.
А так оформление собственности в МО, гражданства, сбыт левой недвижимости и т. п. В общем, не очень приятная контора. Кстати, мне пришли классные документы: частное представление судьи, что мы должны явиться в суд (Бекетов, наверное, прямо из реанимации) и что они перепутали Московскую область с Ямало-Ненецким автономным округом … То ли еще будет".
Это письмо Андрей Столбунов прокомментировал коротко: "Если его действительно написал Маркелов, а это еще неизвестно, то мне очень жаль, что Станислав ошибался".
Действительно неизвестно, прав ли был Маркелов в своей оценке — отношения "Справедливости" с губернатором Борисом Громовым никогда не были хорошими. По словам автора скандального расследования "Справедливость" за деньги", журналиста "МК" Марка Дейча, Громов даже писал по поводу Столбунова обращения в правоохранительные органы. ("Справедливость" подала в суд на Дейча, разбирательство продолжается.)
Но, как ни парадоксально,
вражда с Громовым еще лучше объясняет причины появления в деле Бекетова (деле "против Стрельченко и Громова") новых адвокатов.
По версии самих представителей "Справедливости", их к Бекетову пригласил не то сводный брат Михаила, проживающий в Ставрополе, не то "жена" журналиста. Отметим, что за неделю до появления новых адвокатов, 20 ноября, в СМИ появились тревожные сообщения о "пропаже" гражданской жены Бекетова Светланы Курышкиной, которая до этого не отходила от Михаила ни на шаг. Светлана нашлась, но ей недолго удалось побыть вместе с мужем: 8 февраля женщина была удалена из палаты сотрудниками ОМОНа. Этого добилась Сталина Гуревич. По словам адвоката, это было сделано "в связи с неумными заявлениями Курышкиной о том, что Бекетов может быть выписан домой". "И вообще она ему никакая не жена", — заявила Гуревич в разговоре с корреспондентом Каспаров.Ru.
"Поначалу во время пребывания Бекетова в Склифе Светлана вообще спала на полу в его палате. Она его вытаскивала, как могла, — рассказывает Людмила Федотова. — А потом внезапно на горизонте появилась бывшая жена Михаила Антонина Глущай. Она сама позвонила Андрею Столбунову… Он мне потом признался, цитирую: "Я повелся на этот звонок и вызвал ОМОН, и Светлана была удалена". А на каком основании? Кто такая Антонина Глущай? Она себя позиционирует как его жена. Каким-то чудом она сохранила старый паспорт, где стоит печать, свидетельствующая о том, что они с Михаилом расписаны. Но на самом-то деле они разведены по суду — да еще с разделом имущества".
Как говорит Андрей Столбунов, "Справедливость" предложила свои услуги Бекетову потому, что "Маркелов не справился бы" — у него было очень много работы. Сталина Гуревич в своих заявлениях СМИ, сделанных после смерти Маркелова, пошла гораздо дальше. Она говорила: "Маркелов практически никакого отношения не имел к делу Бекетова".
Это заявление перепечатали практически все СМИ со ссылкой на "адвоката Бекетова", и нужный эффект был создан.
Между тем 27 ноября 2008 года Маркелов дал интервью газете "Новые известия". В нем адвокат заявил, что у него есть новые данные о нападавших на Бекетова и о том, что он постарается "не дать забыть о деле Бекетова". Незадолго до смерти Маркелову по телефону звонил подозреваемый в нападении на Бекетова сотрудник правоохранительных органов. Об этом сообщала радиостанция "Эхо Москвы".
Возможно, "забывая" о роли Маркелова в деле Бекетова, "Справедливость" лукавит с целью самопиара. Однако портрет данной организации заставляет в этом усомниться.
МОО "Справедливость" ничем не отличается от других правозащитных организаций, кроме того, что ее связывают неясные узы, с одной стороны, с ультранационалистическими организациями, а с другой — с чиновниками из правительства Московской области.
Судя по новостной ленте "Справедливости", организация регулярно проводит совместные пикеты с "Народным собором", который в числе первых значится в списке "Радикальный русский национализм: структуры, идеи, лица", составленном центром "Сова". С "Народным собором" у "Справедливости" на сайте баннерообмен. А вот с "Русским образом", куда входил Никита Тихонов, и "Русским вердиктом", где трудилась Евгения Хасис, "Справедливость" лишь ходит на концерты.
Бывший руководитель подмосковного отделения "Справедливости" в Раменском Евгений Лактюшин, которого СМИ называют также координатором отделений ДПНИ и "Славянского союза" (это отрицают и руководители "Справедливости", и сам Лактюшин. Журналист Марк Дейч заявляет, что располагает видеозаписью, где Лактюшин "кидает зигу"), подтвердил, что состоял в умеренно-националистической партии "Народная воля". Затем, когда партия преобразовалась в общественное движение, Лактюшин решил организовать движение за чистоту дворов.
Вот что говорит об этом сотрудник центра "Сова" Галина Кожевникова: "Это заметный тренд, когда сторонники ультраправых или более умеренных организаций создают социально-правозащитные организации. "Справедливость" мы пока специально не изучали. Но, например, есть такое движение, как "Мой двор", которое возглавляют ультраправые. Да не просто ультраправые, а очень известные в националистических кругах люди — пробы ставить негде. Но организация "Мой двор" не выдвигает ксенофобное требование. Она выступает за чистоту дворов и против строительства гаражей.
Социальным организациям гораздо проще сотрудничать с властями, нежели ультраправым.
Кроме организации "Мой двор", есть организация "Национал-патриоты России". И в той и в другой организации состоят ровно одни и те же люди.
Но если мэр Лужков введет представителя "НПР" в какой-нибудь общественный совет по благоустройству, будет большой скандал. А если он туда включит представителя организации "Мой двор", то никто этого не заметит. Так такие организации завязывают контакты с властями".
Как можно прочитать на сайте организации, "Мой двор" вместе со "Справедливостью" проводит пикеты в защиту жителей от коррупции. Коррупция — центральная мишень "Справедливости". На эту тему организация, например, провела "на высоком уровне" — в "Президент-отеле" — совместную конференцию с национально-патриотической партией "Народный союз". Мероприятие вел Андрей Столбунов.
По поводу всех этих сомнительных связей Андрей Столбунов заявил, что ему не близки взгляды ультранационалистических организаций, но "Справедливость" сотрудничает с ними исключительно с целью правозащиты — по отдельным проектам.
Интересно также, что заместитель руководителя "Справедливости" Дмитрий Барановский, который сегодня находится в СИЗО по обвинению в мошенничестве, одновременно является и руководителем оборонного предприятия "Сигма", и заместителем руководителя организации ветеранов Афганистана и Чечни "Боевое братство". Возглавляет "ББ" сам губернатор Московской области Борис Громов.
Как писал журнал The New Times, химкинские журналисты ввели новый термин "хунта полковников". Верхушку городского руководства составляют члены "Боевого братства" — объединения ветеранов военных конфликтов советских времен, главным образом афганцев. Владимир Стрельченко, орденоносный герой-афганец, полковник в отставке, был избран на должность главы Химок в 2003 году. После этого руководящие посты в городе начали занимать бывшие военные: восемь из девяти заместителей главы городской администрации — военные отставники и члены "ББ".
К слову, "Боевое братство" не устает освещать совместные "правозащитные" акции со "Справедливостью" на своем сайте.
Интересен тот факт, что через полторы недели после избиения Михаила Бекетова состоялось заседание комиссии Общественной палаты по защите свободы слова. На этом заседании член "Боевого братства" Мошков поспешил заявить, что афганцы к этому избиению не имеют никакого отношения. На что президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов заметил: "Вообще-то тут никто не говорил про афганцев, вы первый произнесли это слово". Случайно ли "ББ" поспешило откреститься от избиения Бекетова?
Формально основной задачей "Боевого братства" является защита прав ветеранов. Видимо, для поднятия боевого духа и чувства собственного достоинства
в этом году организация поддержала концерт националистической музыкальной группы "Коловрат" в День народного единства.
Любопытные подробности выясняются в отношении некоторых афганцев и "чеченцев" из "Боевого братства". Например, по некоторым данным, у заместителя руководителя "ББ" Дмитрия Барановского в личном пользовании "шесть видов гладкоствольного и нарезного огнестрельного оружия".
Учитывая все вышесказанное, становится ясно, что вопрос только в том,
насколько "Справедливости" (возможно, и "Боевому братству") было важно сделать присутствие Маркелова в деле Бекетова "незначительным".
Заработать очки на громком деле — самая безобидная цель. Здесь стоит обратить внимание на то, что в результате убийства Маркелова оборвалось его собственное расследование нападения на Бекетова и злоупотреблений химкинской администрации, о которых писал Михаил. Следствие, задачей которого было выяснить, кому мог мешать Маркелов, почти закончило свою работу, упустив из виду — намеренно или случайно — "химкинский след".
Вы можете оставить свои комментарии здесь