Начало скандала с землей положил Совет ветеранов, который обратился в Дзержинскую районную прокуратуру с заявлением о том, что никто из ветеранов не получил участки, несмотря на льготы и своевременно поданные заявления. Прокуратура ограничилась отпиской, заявив, что списки получивших землю не должны разглашаться, иначе это будет вторжением в личную жизнь. Чиновники же впоследствии сообщили, что заявления ветеранов были оформленны неправильно, в них не были указаны номера участков.
Список получателей земли Совет ветеранов все-таки получил, и оказалось, что среди них присутствовали лица, которые отказывали ветеранам в рассмотрении их заявление по существу. Это и Николай Жернов, начальник юротдела администрации и член комиссии по рассмотрению этих же заявок, и депутат горсовета Иван Митряшкин, который ранее публично сомневался в доступности земельных участков для индивидуального жилищного строительства в Новосибирске. В списках обладателей земли оказался и прокурор Центрального района Новосибирска Юрий Кондратьев, и отец прокурора Дзержинского района Владислава Мандрыко, и помощника прокурора Дзержинского района, проводившего проверку по заявлению ветеранов, Ольга Тиунова и ее муж Павел и другие авторитетные лица. Интересным является то, что заявление свои они подали накануне распределения участков, при этом каждый запросил участок с конкретным номером.
Между тем, аренда полученных участков в Новосибирске в среднем составляет 5-6 тысяч рублей в год. Выкуп земли в собственность после постройки дома - около 50 тысяч рублей. А рыночная цена земельного участка, по неофициальным данным (которые, назвали в прокуратуре Дзержинского района), может достигать 1,5 миллионов рублей. Вместе с тем, жители Новосибирска знают о "бизнесе" ветеранов. Есть случаи, когда от их имени посторонние лица получают бесплатно землю, затем выплачивая пожилым людям те самые 50 тысяч рублей.