Мы приближаемся к весьма опасному моменту - краху нынешнего режима. Девяностые годы не затронули самого главного - качества государственного управления. Очень долго изъяны системы, выстроенной по принципу номенклатурного распределения, списывались за счет общего кризиса в стране. Прошло десятилетие, и вот сейчас бюрократия показала себя во всей красе. Когда, при стоимости барреля нефти в сто долларов, поднялись цены буквально на все, стало ясно, что система не способна работать в интересах людей.
Что происходит? Объявляется национальный проект "Доступное жилье" - начинают расти цены на жилье. Объявляется национальный проект "Сельское хозяйство" - поднимаются цены на продукты питания. Таким образом, реализация проекта сводится к распределению средств в пользу того, кто его инициировал. От монетизации выиграл, прежде всего, сам министр социального развития, потому что госзаказ на поставку лекарств получила его жена. При том все, что мы видим на федеральном уровне, воспроизводится в субъектах. Если в Москве самая богатая женщина – это жена мэра, то в какой-нибудь станице Коневской Краснодарского края самой богатой женщиной будет жена бывшего председателя колхоза. Процессы одни и те же.
Помните выражение: берите суверенитета - сколько захотите. Этот миф ельцинского периода, утверждавший, что, дескать, центр передает государственные полномочия регионам, развенчан. На самом деле речь шла о дележе с местными царькам, баями и так далее. Сейчас нет разницы между губернатором и президентом какой-то республики. Многие сидят бог знает сколько сроков и уходить не собираются, выполняя местнические функции и комфортно себя чувствуя, ни за что не отвечая. Путин начал с переворота, создав семь федеральных округов. Он логически завершил конструкцию. Это тогда уже послужило тревожным сигналом. Вместо избранных народом людей появились президентские наместники.
Самоуправление - это то, что идет снизу. Общество загнивает из-за отсутствия этого движения. И здесь огромное значение имеют низовые общественные самоуправляемые организации, такие, как профсоюзы. Сейчас их роль особенно важна, когда не устоялись отношения между рабочими и работодателями. Конфликты происходят даже там, где они приобрели цивилизованную форму. Например, во Франции сейчас происходит забастовка. Ну так что? Теперь будут бодаться, кто кого. Поиск баланса, компромисса между сторонами - ключевой фактор того, состоится ли Россия как индустриальная страна. Ее технологическая инфраструктура находится на грани глобальной катастрофы.
Последнее подтверждение тому - трагедия в Керченском проливе. Рассуждения Зубкова о небывалом за тридцать лет шторме - это неуклюжая попытка правительства списать все на погоду. Действительно, таких последствий могло и не быть. Разбившегося танкера нет уже "в природе", его списали много лет назад. Не существует такого корабля, как "Волгонефть-139". Ему запретили выходить в море аж в 1994 году. Порт - это просто кусок берега с глиной, куда что-то быстро можно поставить. И речь идет не о какой-то третьестепенной дисциплине, а о главной статье экспорта – нефти. Из отрасли, как из тощей коровы, выжимают остатки. Реальных вливаний в инфраструктуру никаких нет. Это правда, что приток капитала в отрасль в этом году составил 80 миллиардов долларов. Но это не вся правда. Эти деньги вбрасываются в банковскую систему на короткий срок. Идеология - выжать все, что можно.
Такая же "специфическая" правда заключается и в том, что мы выплатили все долги. Если посмотреть на суммарный долг Россия с учетом корпораций, поскольку всем надо понимать, что долг Газпрома - это наш долг, то он увеличился на 100 миллиардов долларов. Спрашивается, зачем заемные средства Газпрому, когда у него чистая прибыль составляет тридцать миллиардов долларов? Происходит много необъяснимых вещей. Лукавая математика Грефа, лукавая математика Кудрина. Вот он заявил, что темпы роста цен на продукты снизились в два раза. Это тоже "чистая" правда! Если цена на продукты с 10 рублей выросла до 20 - это 100 процентов, а с 20 до 30 рублей – это уже 50 процентов. Следовательно, да, темпы снизились в два раза. Мозг улавливает эти последние слова. Такое жонглирование цифрами позволяет создавать иллюзию некого позитива. Цены все равно взлетят, это скоро мы увидим по горючему.
Путин управляет не страной, а корпорацией, где интересы VIP - акционеров являются решающими при принятии любых решений. В России творится тотальный беспредел, а властная элита занята самообеспечением. Вывоз капитала продолжает увеличиваться. Я езжу по миру и вижу, какие деньги оседают от Риги до Лондона. Деньги вкладываются в государства, где закон гарантирует сохранность собственности. Чешский курорт Карловы Вары уже на 90 процентов принадлежит русским. Там выходят три ежедневные русские газеты, ежедневно из Москвы летают два самолета. В магазине по-чешски могут уже не обслужить. Это не единичный случай. В Австрии Абрамович купил поместье, Дерипаска - австрийскую строительную компанию. И все туда хлынули. Российские деньги работают на европейскую инфраструктуру. Это хорошо, считают тамошние власти. Но поток уже становится опасным.
Масштаб тотального воровства невообразимый. В проект сочинской олимпиады сейчас закладывается 12 миллиардов долларов. Начиная с 1988 прошло семь олимпиад в разных странах, и всего было истрачено семь с половиной миллиардов долларов. Я не уверен, что Олимпиада состоится. Она их не интересует. В списке снежных мест России Сочи реально находится на последнем месте. Но если посмотреть на карту с целью определить, какой участок земли лучше приватизировать, то, естественно, выбор падет на черноморское побережье. Под предлогом Олимпиады эта задача и решается. За счет государства произведут обустройство, а затем приватизируют. Сколько денег будет вбухано в один безумный проект насыпного острова - копии Российской Федерации размером в пять километров! Там будет все - дамбы, навесные мосты и все прочее. Вот только угробят экологию и страну, прежде высосав из нее все, что можно.
Существует также миф, будто при Путине государство укрепилось. Ровным счетом наоборот. Страна развалена. Официально годовой доход 100 самых богатых семей в России составляет 500 миллиардов долларов. Это больше, чем доходы российского бюджета, которые составляют 260 миллиардов. Для интереса я проверил это соотношение в США. Там доходы 100 богатейших семей составляют только одну треть годового дохода бюджета. В России все завязано на высших чиновниках. Быть чиновником - лучший бизнес. Создание частно-государственных корпорации приведет к приватизации прибыльных направлений. Под занавес Путин занялся раздачей подарков своим друзьям: пять миллиардов - на нанотехнологии, девять - Росатому и так далее. Неизвестно, кто реально ими будет владеть, кто налоги платить, что там будет происходить? В результате за все придется расплачиваться государству.
Сейчас наступает критический момент. Цены на нефть не будут долго оставаться высокими. Переход на другие альтернативные источники энергии уже идет. Процесс займет максимум 10 лет. Тогда никто уже не будет вкладывать средства в трубопроводы. Деньги есть сейчас, но спалить их можно очень быстро. Все уходит в черные дыры. Нам известны только официальные данные по бюджету, а внебюджетные фонды уже превосходят бюджет в разы. Мы ничего не знаем про этот частно-государственный сектор, где расходы государственные, а доходы частные. Газ попадает в трубу как государственный, а на выходе, где-нибудь в Венгрии, становится частным. Что там происходит в трубе? Ни один физик не ответит. Один из последних законов, который приняла Дума, - это разрешение "Газпрому" иметь собственные армии, якобы для защиты инфраструктуры. Частные армии будут защищать частную собственность чиновников. ФСБ, например, это уже не одна, а много частных контор, которые воюют друг с другом, сажают друг друга. Но процесс эрозии не может продолжаться бесконечно.
Дилемма Путина в том, что он хочет править как Сталин, а жить как Абрамович. За время правления Путина в десять раз выросли цены на нефть, и в десять раз увеличилось количество миллиардеров. Даже самый порядочный человек, лишенный контроля, может черт знает что натворить. На самом деле Путин, позволив втянуть себя в игру, обрушил прежнюю принципиальную схему, когда высшее должностное лицо в государстве находилось как бы над "схваткой". До сих пор Путин никаких особенных решений не принимал, ни во что сильно не влезал, поддерживал баланс. У него осталась ментальность разведчика, который пишет донесения в центр, хотя центра давно нет. Сейчас возникает необычная история. Любой сдвиг обрушит систему. Путина не хотят отпускать. Но никак не могут найти ему новое место. Нормального решения в принципе нет.
Путин не хочет нарушать Конституцию, оставаться на третий срок и превращаться в диктатора. Этого могут не понять зарубежные "друзья". Ему на это не наплевать, он хочет сохранить хорошие отношения с ними. В конце концов, он гарант миллиардных состояний, разбросанных по всему миру. Нарастает внешнеполитический кризис. Россия находится в окружение независимых государств, которые имеют собственные, если не враждебные, то конкурентные стратегические проекты. Многие выбирают движение в НАТО, даже Украина. Янукович такой же западник, как и Ющенко. Проект Евросоюза — расширение. Американский проект еще более агрессивный. Но для России, которая как обрубок СССР, болтается, не имея ясной цели и задачи, на мой взгляд, наибольшую опасность представляют китайский и исламский проект, обладающие огромной людской базой и включающие в себя территориальные притязания. Идеологического вакуума быть не должно.
Путина не устраивает "Единая Россия". Она не решает задач. Но произвести нормальную ротация он не может. Вопрос - куда девать людей? Плодятся новые организации, появляется движение "За Путина". Но ресурсы не безграничны. Политическая стабильность невозможна, чиновники нервничают. Они не знают, чей портрет должен висеть в кабинете, у кого будет ядерная кнопка. Фиктивный президент неприемлем с точки зрения других государств. Отсюда истерика. Путин говорит одно и то же десять раз по-разному. Если он станет частью иерархии, а не первый номером - спикером или председателем правительства - это существенно изменит баланс интересов. Борьба идет. Политический кризис налицо. Плюс рост цен, банковский кризис. Система может выйти из под контроля. Возникнет иная неординарная ситуация. На мой взгляд, это шанс для оппозиции что-то сделать. Революцию делают сытые, которых не накормили.
Вы можете оставить свои комментарии здесь