Вредная это привычка – щелкать пультом. Дощелкался тут давеча. Гляжу: полуголый дядька не первой молодости дергается и в страшном раже кричит дословно следующее: "Слава России, великой державе, слава России, народу слава!"

Присмотревшись, я увидел, что это не философ Дугин, а лидер какой-то рок-группы. И заходится он не на митинге, а на эстраде, с электрогитарой в районе паха — все, как полагается. Это у нас теперь такой русский рок.

В промежутке между конвульсиями полуголого дядьки по пространству клипа куда-то скакали всадники в кольчугах – видать, разить врага. Это уж как полагается – потому что какая ж слава России без того, чтобы разить врага!

И вдруг, первый раз в жизни, я с симпатией подумал о творчестве Кати Лель. Сюси-пуси, джага-джага... Кому это мешало? Милый безвредный дебилизм…

Идеология возвращается. Собственно, в широком смысле слова она никуда и не уходила, потому что хоть Гребенщиков, хоть Катя Лель – каждый пропитан идеологией. Но каждый своей! А возвращается идеология государственная, единая, как госэкзамен. И, почуяв этот тренд, переходят на голимую державность дядьки, полжизни благополучно дергавшиеся с электрогитарой у паха под полуграмотную ерунду про "одиноких странников любви".

И уже вовсю – в клипах, в рекламе — поскакали всадники в кольчугах, и воины в шеломах бьют мечами, и в массовом порядке уходят под лед псы-рыцари… И самый тупой дизайнер давно знает: чтобы вышло патриотично, надо написать старославянской вязью. Причем неважно что.

Раньше вся эта нехитрая эстетика царила в интеллектуальных заповедниках вроде газеты "Пульс Тушина", иногда расширяя ареал обитания до телеканала "Московия". Эти питомники исправно поставляли в мир агрессивных пубертанцев, замученных прыщами и мировым сионизмом.

Все это было неприятно, но терпимо, потому что, во-первых, было частным выбором отдельных людей, а во-вторых, от этого их выбора было где спрятаться окружающим. Сегодня спрятаться почти негде – державная идеология самого дурного пошиба сделалась государственной, а государство у нас на то и государство, что ежели чего решит насчет идеологии, то начинает долбить ею "по площадям", как из установки "Град".

Когда не полуголый и без гитары на шнуре, но с тем же репертуаром гастролирует по стране спикер Государственной Думы, он же глава правящей партии, какие вопросы к группе "Пилигрим"? Слава России. Да конечно, слава! Родине Пушкина, Рахманинова, Вавилова… Только не орали они никогда о любви к Родине. Во-первых, полагаю, им это было неловко, а во-вторых, у каждого имелось за душой свое любимое дело, которым, собственно, они и принесли славу России.

…Так вот о деле и пердячем паре, вынесенном в заголовок. В юности я занимался в театральной студии Олега Табакова, и Олег Павлович учил нас, несмышленышей, основам ремесла. И когда, вместо того чтобы заниматься на сцене делом, как учил дедушка Станиславский, юное дарование начинало раздувать ноздри, выпучивать глаза и рвать страсть в клочки, Табаков, морщась, останавливал этюд и констатировал:

- Это все - пердячий пар!

Не знаю, принадлежит ли авторство диагноза самому Табакову или он передавал нам по цепочке старую театральную присказку, но диагноз, согласитесь, хорош! Именно пар, и именно этого происхождения. Когда в душе - пусто, КПД – ноль, а вместо осмысленного действия - пошлый показ, рассчитанный на публику-дуру.

И излишки темперамента вырываются не из тех мест.

Оригинал статьи опубликован на сайте www.ej.ru

Виктор Шендерович

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter