Эти изменения, по словам правозащитников, имеют как положительное, так и отрицательное значение. С одной стороны, российские НПО существенно продвинулись и выросли профессионально в еще недавно новой для них деятельности по взаимодействию с пеницитарной системой России. Журналисты и общественность в целом стали значительно больше уделять внимания проблеме пыток и жестокого обращения. Все чаще суды выносят приговоры в отношении сотрудников правоохранительных органов, совершивших подобные преступления. Но, с другой стороны, хотя существование проблемы и признается должностными лицами, практически никаких шагов, направленных на системные изменения, не предпринимается. А давно назревшая необходимость реформы правоохранительных органов не выходит за пределы теоретического академического и экспертного обсуждения.
Напомним, что Конвенция ООН против пыток вступила в силу в 1987 году. Подписав этот международный документ, Россия взяла на себя обязательства по выполнению его положений. Что означает принятие эффективных законодательных, административных, судебных и других мер для предупреждения актов пыток и других видов жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания.
Основной темой сборника "Пытки в России" стал "Альтернативный доклад российских НПО", содержащий информацию о ситуации с пытками в различных регионах страны. В сборнике также содержатся более 20 разделов с рекомендациями к российским правоохранительным органам, 7 из которых признаны Комитетом ООН по правам человека как крайне важные. И по их результатам Комитет запросил у России отчета в течении этого года.
К числу приоритетных рекомендаций относятся: реформирование прокуратуры и создание независимых механизмов для надзора за деятельностью оперативных органов.
Целый блок рекомендаций посвящен ситуации в Чеченской Республике. По словам Татьяны Локшиной, председателя правления центра "Демос", одного из разработчиков сборника, это связано с тем, что "проблема пыток в Чеченской Республике просто вопиющая!" Несмотря на то, что по официальным данным количество похищенных людей на территории Чечни резко сократилось за последние годы, ситуацию там сложно назвать удовлетворительной. Это связано с деятельностью такой подведомственной МВД организации как ОРБ-2 (Оперативно-розыскное бюро -2), которая на протяжении нескольких лет после окончания Второй чеченской войны активно использует "незаконные места тюремного содержания" (ямы, подвалы, базы силовых структур) для осуществления пыток над лицами, подозреваемыми в связях с боевиками.
Отметим, что еще будучи премьер-министром Чечни, Рамзан Кадыров заявлял о необходимости ликвидировать ОРБ-2, сотрудники которого, по его словам, практикуют незаконное задержание граждан республики и жестоко обращаются с задержанными.