Последний номер кемеровского общественно-политического еженедельника "Российский репортер" вышел в необычном виде. Почти весь номер, отпечатанный 5000-м тиражом, пуст. Сплошные белые листы, лишь на двух полосах напечатаны небольшие тексты – опровержения. Так журналисты выразили свой протест против произвола властей, который творится в регионе.
Толчком для подготовки "белого" номера стала судебная тяжба с "Северо-Кузбасской энергетической компанией". Разбирательство тянулось почти год.
"РР" судился со СКЭКом из-за публикации нештатного автора газеты Виктора Алексеева. Это псевдоним кемеровчанина, занимающего ответственную должность. Редакция ему доверилась и опубликовала статью "СКЭК – зона незаконного предпринимательства?"
Учредитель и главный редактор газеты Александр Косвинцев рассказал, что энергетикам в этой статье не понравилось уже название, а кроме того, - ряд сведений, по поводу которых, впрочем, вполне можно было опубликовать уточнение, а не затевать тяжбу. Однако компания не обращалась в редакцию с просьбой опубликовать опровержение либо уточнение, а сразу подала в Арбитражный суд.
Затем произошло вот что. Алексеев неожиданно отказался от авторства. Вся тяжесть бремени доказывания фактов легла на редакцию. А поскольку последняя не является юридическим лицом, в качестве ответчика должны были привлечь учредителя газеты, то есть собственно Косвинцева. И привлекли. Но не известили об этом.
- Представитель издателя газеты исправно ходил на заседания суда, - рассказывает Александр Косвинцев, - затем - с доверенностью - за вынесенным решением. А потом он уволился из АНО. За вынесенным решением суда стала ходить главный бухгалтер редакции. Ей сначала говорили, что решение еще пишется, а затем – что его выслали по почте. Но мы ничего так и не получили.
И вдруг в ноябре 2005 года в помещение редакции пришел судебный пристав и стал описывать столы. На основании решения Арбитражного суда Кемеровской области, датированного более поздним числом. То есть нам сказали, что решение выслали по почте, а оно и на свет-то появилось спустя еще немало дней, утверждает главный редактор "Российского репортера"
Согласно вынесенному заочно решению А. Н. Косвинцеву надлежало уплатить СКЭКу в качестве возмещения "расходов по оплате услуг представителя" 3500 руб. и 500 руб. госпошлины.
– Ничего об этом не ведая, – продолжил свой рассказ Косвинцев, - я, конечно, напрочь пропустил срок обжалования. К тому же подавать кассационную или надзорную жалобу надо было в Арбитражный суд Западно-Сибирского судебного округа. За ее подготовку юристы просили с меня гораздо большую сумму, чем та, которую надлежало уплатить СКЭКу. В последние месяцы газета не выходила по финансовым причинам, обусловленным скрытыми или явными кознями властей. В общем, лишних денег у меня не было. Я был вынужден выбрать путь наименьших денежных затрат. Но дело даже не в этом. Подача жалобы в Тюмень ничего не решала. Там, конечно, отменили бы несправедливое решение Арбитражного суда Кемеровской области и... направили бы на новое рассмотрение в тот же суд. Снова пришлось бы изыскивать деньги на адвоката…
Определенные силы, стремясь осложнить жизнь независимым изданиям, научились использовать финансовыми затруднениями редакций и журналистов. Не случайно в последние несколько лет суды захлестнула лавина исков по самым надуманным поводам, при этом в возмещение якобы порушенной чести и достоинства чиновники иногда требуют миллионные суммы. Бороться с бюрократами, имеющими деньги, власть и влияние на судей, чрезвычайно сложно. Но, считаю, у журналистов и против чиновничьего "лома" могут найтись приемы.
В "белом" номере "РР", кроме "опровержения" информации по СКЭКу, опубликовано и другое "Опровержение". Касается оно сведений, содержащихся в материале журналиста Сергея Новикова "Рынок жил, рынок жив, рынок будет жить", опубликованном "Российским репортером" за 17 декабря 2004 года.
Речь в нем шла о том, что власти хотели, вопреки желанию многих тысяч кемеровчан и жителей соседних городов и сел, во что бы то ни стало снести самый популярный рынок Кузбасса – "Октябрьский". Прошел год. Все это время на месте очень нужного людям социального объекта красуется пустырь. По крайней мере, еще год рынок мог бы служить жителям Кузбасса.
P.S. Не имея возможности оплачивать недешевые юридические услуги, "РР" и его учредитель были вынуждены пойти на мировое соглашение с администрацией города. Теперь возврата к данной судебной тяжбе нет. Но жить газете станет хоть чуточку легче.