"В Чечне происходит то же самое, что и по всей стране – люди живут!" - с такой философской нотки началась встреча чеченских общественников с молодежной коалицией "Оборона" в офисе петербургского "Яблока". Впрочем, тут же было жестко подчеркнуто: "живут в обнимку со смертью".
Недавно в Грозном был восстановлен проспект Победы. Для этого в принудительном порядке собирались деньги с горожан. У тех, кто держал лавки или магазинчики на первых этажах расположенных на нем зданий, взяли по пятьдесят тысяч рублей – сумма, значительная даже для благополучных регионов страны, не то что для Чечни. Фасады разрушенных бомбежкой домов оштукатурили, покрасили, вставили пластиковые окна. Через эти окна теперь видно небо. Небо, земля под которым сошла с ума…
Памятник Ахмату Кадырову работы Церетели круглосуточно охраняют с собаками. Никто даже и не думает там встречаться, фотографировать. Это место обходят стороной – так безопаснее. А для чего тогда нужны памятники?
С самого начала первой войны в Чечне забыли, что такое водоснабжение. И даже – что такое спать без одежды: каждую ночь могут вырвать из постели, обыскать, допросить, увезти.
"В редакцию приходил русский студент, которому федерал перерезал ножом горло. Несчастный просто вышел на улицу вечером. Бойцу показалось неубедительным версия о том, что тот просто хотел купить сигарет. Славянская внешность тоже не помогла. Он чудом остался жив", - рассказывает журналист Ася Муртазалиева.
А люди все равно живут. Ходят в университет, даже из самых отдаленных районов. И преподаватели не возмущаются прогулам. Бомбежка, обстрел – наиболее частая причина неявки. В 2000 году вновь начал функционировать грозненский Дом детского творчества. Все это благодаря инициативе художницы Хавы Махмудовой. Дети там занимались живописью, музыкой, танцами. Были гастроли, фестивали, награды.
Но "радение" Министерства образования сводилось к воровству почти всех целевых средств, и в 2003 году Хава была вынуждена с таким покровителем порвать. Теперь у нее собственная художественная школа, существующая на голом энтузиазме. Благотворительные фонды пока на откликнулись. Прибегать к помощи политиков она не хочет.
На рисунках детей боевые вертолеты, а под ними – живописные пейзажи. Цветки, растущие посреди выжженного и раскрошенного в прах города. И надпись на уцелевшей стене: "здесь живут!".