Так уж совпало, что два знаковых события последней недели произошли в самой удаленной от столицы части страны – на Дальнем Востоке. НАТОвские военные подняли с океанского дна российский мини-батискаф с экипажем, а Заксобрание Приморского края выступило с инициативой позволить нынешнему Президенту выдвигаться на третий срок. Невозможно не разделить радость семей подводников, у которых, скажем прямо, оставалось немного шансов вновь увидеться со своими близкими. Замечу, что операция “Преемник” начала развиваться по тому сценарию, который предсказал сначала “Комитет-2008”, а затем и Объединенный гражданский фронт.

Но связаны эти события не только географически. Они с разных сторон наглядно характеризуют сегодняшнюю политическую реальность. Отечественная номенклатура всех мастей и оттенков ринулась наперегонки предлагать свои варианты сохранения Путина у власти на неопределенно длительный срок. Цель чиновников – не только продемонстрировать свою преданность. Они всерьез готовы бороться за стабильность – стабильность для тех, кто приближен к разного рода государственным и окологосударственным кормушкам. С гарантией обеспечить им эту стабильность может лишь один преемник Путина – сам Путин. Любой другой лидер – по Закону ли станет жить страна или по блатным “понятиям” – представляет для них беспокойство и угрозу.

Чем оборачивается эта “стабильность” для остальных россиян, можно судить по истории с батискафом. Берусь утверждать, что лишь по счастливому стечению обстоятельств мы не стали свидетелями очередной подводной трагедии. Как мы знаем из прессы, переломным моментом в судьбе моряков стал звонок жены одного из них на камчатское “Радио-3”. Совершенно очевидно, что без этого звонка, без подключения СМИ и – через них – всего общества участь подводников была бы предрешена. В реальности же случилось почти невозможное: впервые ради спасения людей власти позволили НАТОвцам прикоснуться к нашим сверхсекретным железкам, признав свою неспособность обеспечить элементарную безопасность экипажа.

Кстати, операция по спасению заняла всего несколько часов и могла бы считаться штатной. При наличии нормальной аппаратуры и обученных водолазов, разумеется. Но через пять лет после гибели “Курска” Военно-морской флот Великой России выполнить подобную операцию оказался не в состоянии! Подозреваю, что никто из руководителей Вооруженных Сил не понесет серьезной ответственности за произошедшее! Если, конечно, не считать суровым наказанием почетную ссылку в Совет Федерации, в которую отправили адмирала Попова после “Курска”.

Тем паче удивила аллилуйя в адрес Путина, прозвучавшая, в том числе, в либеральной прессе. Дескать, Президент нашел в себе силы потребовать от своих подчиненных спасти моряков любой ценой и практически санкционировал обращение за помощью к странам НАТО. Увы, роль Президента нам совершенно неизвестна. В публичном пространстве он предпочел отмолчаться. Женам и матерям подводников непонятно, кого им благодарить, кроме камчатских журналистов, - процедура принятия решений абсолютно непрозрачна.

Так стоит ли консервировать ситуацию, снимая ограничения на число президентских сроков при практически полностью подавленных механизмах политической конкуренции? Или все-таки лучше перемены? Да, перемены всегда сопровождает риск, но разве оправдана этим риском паника, в которую впадает так называемая либерально-охранительная часть общества?

Действия ОГФ либерал-охранители квалифицируют как большевизм, как призывы к революции, хотя главным нашим требованием было и остается проведение в России честных и свободных выборов. Если уж проводить аналогии с 1917 годом, ОГФ следовало бы сравнить не с большевиками, а с теми демократическими партиями, которые настаивали на созыве Учредительного Собрания, представлявшего все слои российского народа.

Наши оппоненты из либерально-охранительного лагеря не готовы признать крах режима, его несовместимость с дальнейшим развитием России, модернизацией страны и определением собственного достойного места в мире. Им мешает страх перед переменами, опасение потерять то немногое, что они имеют сегодня. Впрямую поддержать диктатуру они тоже не готовы – не позволяют остатки либеральных убеждений. Потому и предлагают «переждать» третий срок, зато отказать Путину в четвертом. Только так не получится. С первого дня третьего срока путинский режим превратится в полноценную путинскую диктатуру. Без преувеличений и кавычек.

Гарри Каспаров

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter